Есть такая работа — спасать жизни. Интервью с Заслуженным врачом Украины Светланой Зайчиковой

Есть такая работа — спасать жизни. Интервью с Заслуженным врачом Украины Светланой Зайчиковой

Люди не задумываются о работниках экстренной медицинской помощи, пока в их дом не постучится беда, а между тем эти люди ежедневно спасают жизни. Так можно сказать абсолютно искренне и без пафоса — это герои, работа которых — буквально доставать людей «с того света». Часто врачи и фельдшеры «выгорают», некоторые даже уходят из профессии. Но есть и те, и их большинство, которые не представляют себя в другой сфере, которые всю жизнь посвятили этой низкооплачиваемой и тяжелой работе.

В преддверии Дня медицинского работника Павлоград.dp.ua поговорил  с Заслуженным врачом Украины, главным врачом «Павлоградской городской станции скорой медицинской помощи» Светланой Анатольевной Зайчиковой. О том, за сколько минут должна приезжать скорая помощь, как приходится применять экстренную помощь в повседневной жизни и нескольких случаях из практики — читайте в нашем интервью.

Павлоград.dp.ua: Как вы решили стать врачом?

Светлана Зайчикова: Я мечтала стать врачом с детства, так как у меня была знакомая медсестра. Я поступила в Павлоградское медицинское училище и окончила его в 1987 году. Кстати, недавно мы отмечали 30-летие выпуска. Уже в процессе учебы я укрепилась в мысли стать врачом и поступила на факультет педиатрии в Запорожский медицинский институт (сейчас — Запорожский государственный медицинский университет).

После учебы я 15 лет работала педиатром в Вольнянском районе Запорожской области. 5 лет совмещала должности педиатра и главврача. Можно сказать, что в то время я фактически работала семейным врачом — это бы сельский район, специалистов не было. Бывало, едешь на вызов к ребенку, а просят посмотреть и бабушку, померить давление, назначить лечение. Было такое, что и домой ко мне приходили, обращались, если беда случилась — сразу бежали к медику. Людям нужно было помогать, независимо от того, педиатр ты или терапевт.

Потом я вернулась в Павлоград к родителям и заняла должность заместителя начальника городского отдела здравоохранения по вопросам материнства. Во время реформирования скорой медицинской помощи и создания Центра первичной медико-санитарной помощи я возглавила скорую помощь. В августе исполнится 5 лет, как я работаю главным врачом скорой помощи. Сейчас коммунальное учреждение «Павлоградская городская станция скорой медицинской помощи» Днепропетровского областного совета включает 9 бригад и обслуживает весь госпитальный округ — Павлоград, близлежащие города (Першотравенск, Терновка) и районы (Павлоградский, Покровский, Межевской, Васильковский, Петропавловский, Юрьевский). В «скорой помощи» работает почти 400 человек.

P6139494

Павлоград.dp.ua: В Украине начался очередной виток медицинской реформы. Коснется ли она скорой помощи?

Светлана Зайчикова: Система скорой помощи реформирована еще в 2012 году. Наша станция уже обслуживают ту территорию, которую включает в себя недавно созданный Павлоградский госпитальный округ.

Павлоград.dp.ua: Раньше люди часто жаловались, что неотложная помощь долго едет. Как сейчас? Хватает ли медикаментов, машин, бензина?

Светлана Зайчикова: Мы обеспечены бензином, медикаментами, расходными материалами на 100%.

За 15 месяцев мы обслужили 40 815 вызовов. В сельской местности — 18 638. Для города норматив приезда «скорой помощи» — до 10 минут. Мы выполняем его на 85%. В селе — до 20 минут, за это время мы доезжаем в 75% случаев. В 2012 году эти показатели были выше, так как тогда мы только получили новые автомобили, дороги были лучше.

Согласно Постановлению Кабмина № 1119 от 21.11.12 г. в которой есть критерии распределения обращений граждан на экстренные и не экстренные. К экстренным относятся травмы, удары током, асфиксия, укусы ядовитых змей или пауков, обмороки, судороги, нарушение дыхания, кровотечения, резкая боль в области сердца и т.п. Это те вызовы, на которые мы должны ехать в первую очередь и прибывать на место событий не более чем через 10 минут.

К не экстренным относятся такие случаи, как внезапное повышение температуры тела, боль в суставах, абстинентный синдром, болевой синдром у онкобольных, обострение хронических заболеваний. Беседуя с пациентом, диспетчер определяет, экстренный вызов или нет. До 25 не экстренных вызовов в день берут на себя врачи Центра первичной медико-санитарной помощи (такие как повышенное давление, головная боль, температура).

На скорость приезда «скорой помощи» влияет также количество вызовов. За последние годы оно существенно выросло. Я связываю это с тем, что у людей просто нет денег на лекарства. Им проще вызвать скорую, чтобы сделали бесплатный укол. Даже хронические больные не все обращаются к семейному врачу, они считают, что проще позвонить «103». А ведь больные, например, бронхиальной астмой, могут получить бесплатные лекарства через правительственную программу.

Есть необоснованные вызовы, из-за которых сотрудники «скорой помощи» теряют драгоценное время. Например, во время эпидемии гриппа нам в панике звонил мужчина с температурой 37,1С, просил «приехать послушать его». Или вызов по причине головной боли. В месяц нам приходится обслуживать около 5% таких необоснованных вызовов.

Среди всех вызовов 65% — внезапные состояния и заболевания, 8% — это травмы, несчастные случаи и отравления, 14,7% — хронические больные, 5,5% — беременности.

Павлоград.dp.ua: Часто ли вашим сотрудникам приходится принимать роды?

Светлана Зайчикова: Такие случаи есть, особенно в отдаленных селах, когда женщины вызывают медиков поздно, или происходят стремительные роды. Ежемесячно случается хотя бы один такой случай.

В каждой машине есть специальные «родовые пакеты», все фельдшера обученные. Но лучше, чтобы таких случаев было меньше, ведь в машине рожать неудобно, некомфортно для женщины и ребенка.

Павлоград.dp.ua: Есть ли сейчас вакантные рабочие места в городской станции экстренной медицинской скорой помощи?

Светлана Зайчикова: Вакантные места есть, но в сентябре мы примем на работу 10 молодых специалистов, выпускников Павлоградского и Днепропетровского медучилища.

P6139505

С коллегами “по цеху”

Павлоград.dp.ua: В июне 2016 года Президент Украины Петр Порошенко подписал указ о присвоении Вам звания «Заслуженный врач Украины». Это было связано с тем, что Павлоградская городская станция скорой медицинской помощи перевозила бойцов из зоны АТО?

Светлана Зайчикова: Да, связано, с 2014 года мы перевезли из зоны АТО более 4 000 бойцов.

Мы везем военнослужащих в Днепр с блокпоста в с. Андроновка. Последние несколько месяцев, по сравнению с 2014-2015 годом, мы практически не вывозим оттуда больных. Вот в воскресенье везли одного бойца, вчера — двоих. Это военнослужащие с какими-либо заболеваниями.

Больше всего бойцов мы перевозили после Иловайского котла. Это были ожесточенные бои. Фельдшеры даже брали с собой еду, чтобы кормить солдат.  Вот для примера записи в моем блокноте за 25 января 2015 года: «10.00 — вывезли 2 человека, 13.30 — 13 человек, 17.00 — 9 человек»…

Читайте также: Главврачу «скорой помощи» Павлограда Президент присвоил звание «Заслуженный врач Украины»

Павлоград.dp.ua: Каждый день ваши сотрудники в буквальном смысле спасают человеческие жизни. Какие случаи за время Вашей работы наиболее запомнились Вам?

Светлана Зайчикова: Всякие у нас были ситуации, много резонансных случаев. Есть эмоциональные ситуации. Например, случай, когда в прошлом году мужчина подстрелил женщину и кинул в нее гранату, а потом пытался покончить с собой. Женщина с множественными ранениями доехала до дома на своей машине и вызвала «103». Спасли их обоих. Тоже в прошлом году двое мужчин разрезали гранату — один из них погиб от взрыва, второму ампутировали ноги.

Читайте также: На Павлоградщине прогремел взрыв снаряда: двое травмированных, один погибший (ФОТО)

Особенно эмоционально я отношусь к случаям с детьми — они выпадают из окон, пьют разные ядовитые жидкости, обжигаются, едят стиральные порошки… очень больно смотреть, когда дети страдают от халатности родителей. У нас в городе вообще высокий уровень детского травматизма.

Павлоград.dp.ua: Приходилось ли Вам использовать навыки экстренной помощи не на работе, а в быту?

Светлана Зайчикова: Такие ситуации были. Например, как-то раз прибежала соседка и сообщила, что у нее муж повесился. Она достала его из петли, а мы с моим мужем кинулись ему помогать — я делала непрямой массаж сердца, а мой муж — дыхание рот в рот. Мужчину удалось спасти. Он до сих пор жив, а жена, которая вытащила его из петли, умерла от онкологии. Как-то у меня сестре стало плохо прямо на огороде, когда мы копали картошку — у нее произошла остановка сердца. До приезда скорой я ее спасала. Самое главное в таких ситуациях — не теряться и правильно оказать помощь именно в первые минуты, даже до приезда врачей.

Павлоград.dp.ua: У Вас две взрослых дочери. Они связали свою жизнь с медициной?

Светлана Зайчикова: Верно, у меня две дочери  и внучка. Нет, они не работают в медицинской сфере.… В декрете я практически не была, сколько себя помню, работаю в медицине. Наверное, насмотрелись на мою работу, когда были маленькие, ведь мне часто приходилось уезжать на работу, на срочные вызовы.

Павлоград.dp.ua: Какими качествами должен обладать человек для того, чтобы  стать медиком?

Светлана Зайчикова: В первую очередь, это знания. Ну и, конечно, доброта, любовь к людям. К сожалению, любовь к людям у современной молодежи уходит. Да, есть синдром выгорания у медиков, ведь и люди разные, есть обозленные — и на бригады нападали, и машины «скорой помощи» разбивали… Медику нужно быть человеком терпеливым, коммуникабельным, располагать к себе.

1

Павлоград.dp.ua: 18 июня в Украине будут отмечать День медицинского работника. Что Вы можете пожелать своим коллегам?

Светлана Зайчикова: я бы хотела поздравить всех медиков нашим профессиональным праздником. Наша ежедневная работа требует больших физических и душевных затрат, поэтому я всем желаю крепкого здоровья, исполнения желаний, удачи, мира в нашей стране и процветания нашему городу!

Желаю, чтобы все люди были здоровы!

Беседу вела Таня Волкова, фото автора
Categories: Интервью

Написать комментарий…

Your e-mail address will not be published.
Required fields are marked*